вторник, 10 февраля 2015 г.

Родина, самовар и тормозок

эпиграф:
Широка страна моя родная.

Ну что же мы всё про вязание и про вязание, давайте я вам лучше похвастаюсь своей родиной?  Дом у меня в Москве, тут я поселилась, тут меня неплохо кормят (с), но вообще говоря сами мы не местные, а родина у меня совсем, кстати, недалеко.  235 км на юг, и вы попадаете в центральную часть Тульской области.  В небольшой, но красивый и уютный город Новомосковск. Если верить википедии, то моя родина "Является крупным экономическим и промышленным центром Тульской области, одним из ядер полицентрической Тульско-Новомосковской агломерации".

Наша основная туристопривлекающая достопримечательность - исток Дона в детском парке.


исток Дона

Википедия подробно рассказывает про промышленные предприятия и умеренно-континентальный климат, ващееее.  Но не это о нас, Тульских людях, интересно знать.  О нас интересно то, как мы говорим.

Тульская земля - край самоваров и пряников.  И это, что приятно, слышно в речи.  Знаете, какая у нас, например, есть колоритная присказка?  Употребляется в случаях, когда хочешь выразить кому-то недоверие, но точно вроде как и не уверен, но вроде как и кажется, но и не совсем?


Знаем мы вас, бывали вы у нас, 
только после вас самовар пропал у нас, 
но мы не думаем на вас,
хоть после вас никого и не было у нас.

хихихих.  Вот такая наша тульская прибаутка.

Это про самовары.  А ещё у нас там в Тульской области, вообще говоря, большие месторождения бурого угля, Подмосковный угольный бассейн, поэтому большая часть населения или сами шахтеры, или так или иначе были заняты в угольной промышленности (как, например, многие из моих личных родственников).  Поэтому широкой популярностью у нас пользуется слово "тормозок".

Я это слово использовала всю жизнь, не подозревая о его экзотичности, и только недавно, в Москве, кстати, в разговоре с моими не-из-шахтерских-регионов-понаехавшими-приятелями выяснилось, что это слово специфическое, и остальные мои не-из-шахтерских-регионов-понаехавшие-приятели его не знают.

из шахтерской энциклопедии:
Тормозок — шахтерский завтрак, еда, которую берут с собой в шахту.

В наших Тульских краях используется в значении "еда, которую берешь с собой в дорогу".  Пример употребления:
"Мы едем в отпуск поездом, а на тормозок берем с собой жареную курицу".

Другой пример:
- поеду, съезжу на родину.
- долго тебе ехать?
- да часа три-четыре.
- прилично, на тормозок будешь что с собой брать?

Вы не поверите, но среди моих не-из-шахтерских-регионов друзей никто этого слова не знал!  Мы собирались ехать вместе на экскурсию, сидели обсуждали план поездки.  Были среди нас товарищи из Карелии, Оренбургской области и одна коренная москвичка.  И когда я у них спросила, что бы нам такого взять с собой на тормозок, ни один из них не понял, о чем я говорю.  Оказывается, коренные мАсквичи, а также карелы и оренбуржцы про еду с собой в дорогу так и говорят, "еда с собой в дорогу".  Тю.

Вот такие забавные истории из жизни самоваров и тормозков.

Расскажите, читатели, какие на вашей родине используются интересные слова или выражения?  Вы берете с собой в шахту в дорогу тормозок?  Пропадают ли у вас самовары после подозрительных гостей?

12 комментариев :

  1. Забавно, у меня коллега по работе говорит тормозок - про обед, который она берет на работу, и я это от нее впервые услышала, но не знала, что это от шахтеров пошло.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. коллега - наш человек! ))) Я, кстати, тоже не знала, что это шахтерское слово. Выяснила тогда, когда кроме меня никто его не понял, а потом выяснилось уже, что это от деда нам такое слово досталось, ну и про шахты уже.

      Удалить
  2. Про тормозок первый раз услышала несколько лет назад в интернете, не знала, что это шахтерское выражение. А про самовар знаю! У меня на малой родине - город Балашов Саратовской области - эта поговорка в ходу, хотя часто говорят только две первых строчки. И вообще там речь очень образная, бабушки мои знали множество поговорок и присловок, смачных, но не всегда приличных, вот, например, про очень высокого человека говорят:" В *опу плюнуть не достанешь")))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. аххааааааа! почему неприличные поговорки всегда такие смешные?!!?!?! спасибо за неприличность ))))

      Удалить
  3. Более того, не все шахтёры говорят "тормозок". Дед шахтёром был, всегда говорил просто "завтрак" :)
    Но мы с Москвы, с посаду, с калашного ряду, да и дальние родственники у нас из Рязани, где грибы с глазами, их Ядят, они глядят. А работал он на Колыме, а, как известно, лучше маленький Ташкент, чем большая Колыма. И работать пиходилось старшим над зэками, которым дали год, отсидели они 24 месяца и досрочно освободились :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ой! а у нас говорят:
      ну вот, дали ему год, а он отсидел 12 месяцев и вышел досрочно

      надо же, одна и та же почти поговорка, а в два раза по времени разница))

      Удалить
    2. Моя бабушка знала полную версию, там до пожизненного доходило. А я ее, к сожалению, не помню :(

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. о, бутерброды с фасолью - забавно )))) запишем ))))

      Удалить
  5. Привет с Урала! Мой папа всегда в на работу брал тормозок, работал на шахте, в нашем городе, Нижнем Тагиле, их несколько.

    ОтветитьУдалить
  6. А, вот интересно, знаете ли вы, что такое шаньги?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. конечно! только, боюсь, у нас с вами разные шаньги )) У нас это были шарики из дрожжевого теста, жареные в масле. С молоком вкусно ммммм. А у вас?

      Удалить