четверг, 26 февраля 2015 г.

Домашнее чтение, Господин из Сан-Франциско

Ну что, о литературе?  Февраль кончается, на февраль я себе задавала Господина из Сан-Франциско Бунина.

Села рассказать вам про свои впечатления от Господина из Сан-Франциско и застряла.  Следов особо ярких он не оставил.

Зато пробудил старую, еще со школы сидящую во мне мысль о том, настолько ли автор действительно в процессе написания думал и имел в виду все те символы-аналогии, которые критики, школьники и учителя литературы потом снова и снова ищут и находят в его произведениях.

Я, конечно, сама не писатель, и знакомых писателей у меня нетути, спросить некого.  Точнее,  писатели знакомые есть, но все мои знакомые писатели - они по большей части типа меня, вязатели, а потом исключительно про свое вязание писатели.  Поэтому мои догадки в этом отношении ни граммулечки не претендуют на истинность.  

Вот я как предполагаю.  Был на свете талантливый писатель Бунин.  А талантливый писатель - это кто?  Кто видит перед собой историю, и не может ее не описать.  Кто ловит кайф от описывания.  Добавляет чуть-чуть, приукрашивает.  И рассказывает словами о том, что видит глазами.  Писатель замечает то, что можно описать.  Писатель пишет о великом, о малом, о незначительном и о чрезвычайном, и описывает всё это с равным удовольствием, потому что больше всего писателю нравится писать.

Иногда описания имеют мораль, которую автор хочет донести до читателя, пропагандируя, так скееть, собственную жизненную позицию.  А иногда специальной морали нет особо.  А есть просто интересный случай и мастерство рассказчика.  

Вот и про Господина мне показалось, что это именно второй случай.  Писатель Бунин увидел, писатель Бунин не смог не описать.

Краткое содержание - некий господин из Сан-Франциско предпенсионного возраста всю жизнь трудился, был старательным капиталистом, и вот наконец состояние нажито, он отходит от дел и с женой и дочерью отправляется в морской круиз.  Сначала наслаждается круизом, тратит успешно заработанные за трудовую жизнь деньги и радуется жизни, а потом вдруг умирает.  И смерти его почти никто, кроме жены и дочери, и не замечает, и наоборот даже, тело его поспешно и вполголоса упаковывают в ящик и быстро отправляют  обратно в Америку, чтобы как можно скорее случай забылся, чтобы постояльцев гостиницы не смущать и вообще на неприятностях не заострять внимания, как будто и не было Господина вовсе.  Вот и вся повесть.

Я из любопытства сходила в интернет.  Интернет, к моему, впрочем, небольшому удивлению оказался полон рецензий и статей в том духе, что шикарный теплоход, на котором путешествует Господин, символизирует буржуазное общество со всеми пороками, внезапная смерть Господина тоже символизирует его же, общество, но и заодно несет мораль о том, что если потратить жизнь на зарабатывание денег, не останется времени, чтобы ими насладиться.  Деньги - зло, что вроде как пока Господин был жив и деньгами сорил, то был молодец, а как умер, тут же прекратились уважение и трепет окружающих, и все таким трудом нажитое богатство не подарило Господину ни грамма достоинства в смерти.

Очень, кстати, развернутая рецензия есть на портале Слово.

Ну вот, прочитала я всё это, прочитала и что на Слове, и все равно знаете, что мне кажется?  Что весь этот смысл, все эти "что хотел сказать автор", все символы и метафоры - они в глазах читающего.  А Бунин вспомнил историю из жизни, про то, как в одной из гостиниц, где он останавливался, как-то умер богатый постоялец.  И писательская фантазия дорисовала остальную картину, про теплоход, про жену и дочь, про ящик, куда положили тело.  А записал он историю в повесть, потому что писатель, а писатель пишет.  Не для того, чтобы мораль какую передать, а чтобы красиво рассказать занимательную историю.  Размять описательные мышцы и запечатлеть удачную конструкцию.

вот.

ПС - тридцать лет и три года уже почти месяц вязуемый шарф наконец готов, осталось закрыть последние петли, убрать последние хвостики, постирать и сфотографировать!  Ляляля.

шарф на полу почти закончен без двух повторов

4 комментария :

  1. Оля, поправь меня если это не отсюда. он ведь от удушения умер? Так вот, мы помниться очень долго эту смерть мусолили в школе. И пришли к выводу что он слишком сильно галстук затянул, вот и задохнулся, а правила приличия, к которым он слишком трепетно относился не позволили ему галстук ослабить. (Ничего же вроде не путаю?)
    Полностью, кстати, твоё мнение разделяю, о том, что Бунин описал интересную жизненную историю без особого морально-назидательного замысла.

    ОтветитьУдалить
  2. Не, он там не совсем прям именно от удушения, по описанию похоже на сердечный приступ, но галстук он ага, долго завязывал, и туго этот галстук сидел на нем, так что ты правильно почти помнишь, ага. А галстук он этот завязывал, чтоб за ужином с какойто там Кармелой кокЭтничать 😊
    Как мне повезло, что я в школе это мимо прошла 😊

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Блин, и как же я всё это читала? Вот что значит, читарь, всё подряд читала.=) Конкретно это произведение сильного впечатления не оставило, и вообще не понятно зачем оно в школьную программу включено.(

      Удалить
  3. Да, у меня тоже какого-то впечатления не осталось, и в школе аж в дрожь бросало от всех этих что хотел сказать автор? Бррр.... Все, что он хотел сказать - он уже написал!
    И поздравляю с шарфом!!!! Наконец-то!!!! Ждем фото)

    ОтветитьУдалить