пятница, 23 января 2015 г.

Домашнее чтение - "Антоновские яблоки"

Программа домашнего чтения, которое я себе самой задала, продвигается полным ходом. На январь я себе определила "Антоновские яблоки" Бунина.  Пацан сказал - пацан сделал.  Антоновские яблоки - зачОт.

Прежде всего хочу сказать, что Антоновские яблоки - это, оказывается, коротенькая повесть, а вовсе не большая книжка скучной литературы, как я опасалась.  Вот же я тундра, вообще.  Ну, собсно, для того я себе домашнее чтение и задавала, повышать образованность.

Результат - "Антоновские яблоки" мне понравились, я их прочитала с удовольствием.

Сюжета тут нет особо никакого, вся повесть - воспоминания-впечатления автора, ощущения и несколько нарисованных словами картин быта русских крестьян и помещиков.  Осенью убирают урожай, помещики едут на охоту, описываются крестьянские дома, очень неспешно, описательно и созерцательно.  Вместе с тем, повесть - гимн хозяйственности, трудолюбию, жизни со вкусом.  Основательно поработали, основательно отдохнем.  Написано до того красочно, что слышишь аромат яблок.  

После прочтения сразу хочется пойти и починить всё в хозяйстве, что требует починки, наладить и свой дом так, чтобы про него можно было такую же повесть написать.  Учитывая, что мой дом требует починки весь целиком, а я всё никак не соберусь, "Антоновские яблоки" пришлись как никогда ко времени.  

Любимое место в повести?  Описания женщин.  Их тут несколько, мне больше всех понравились эти:

***
...В праздничные же дни около шалаша — целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы. Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят «барские» в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее «рога», — косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка — плисовая, занавеска длинная, а понева — черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым «прозументом»…
— Хозяйственная бабочка! — говорит о ней мещанин, покачивая головою. — Переводятся теперь и такие…

***

Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену в праздничном уборе, да поездку к обедне, а потом обед у бородатого тестя, обед с горячей бараниной на деревянных тарелках и с ситниками, с сотовым медом и брагой, — так больше и желать невозможно!

***

Мне всегда интересно читать, как мужчины-писатели описывают женщин.  Интересно, во-первых, сравнивать с тем, как женщины-писатели описывают своих героинь, какие слова выбирают, какие черты выделяют.  И чрезвычайно интересно смотреть, КАКИХ женщин описывают писатели-мужчины.  Каждый наверняка наиболее любовно и благосклонно описывает свой идеал, да же?  Помните, как у Ремарка выглядит идеальная женщина?  Тонкая, изящная, загадочная и духами пахнет...  Как-то в юности читала я Трех товарищей, и вы себе не представляете, до чего мне хотелось быть такой, как Она... Нда.  Кхм. Я даже как-то волосы в черный цвет покрасила, чтобы придать своему хихих образу хоть капельку драматизма.  Бугааа. Хихих.  Эхх, молодость.

На этом фоне всегда забавно видеть в описаниях любовно описанных женщин не роковых и драматических, а даже наоборот, подчеркнуто жизнеутверждающих, физически крепких и очень осязаемо телесных.  Бывает же, от ить.  

Следующим пунктом у меня Бунинский же "Господин из Сан-Франциско".  Поглядим, поглядим, про что там.

Ну и чтобы уж не совсем без иллюстраций, вот пожалуйста, черный кот Муся делает летсо с выражением "а ты чей холоп будешь?"

ты чей холоп будешь

5 комментариев :

  1. Как хорошо ты пишешь про книги. Мне сразу захотелось прочитать. Хотя, что-то мы из "Антоновских яблок" читали, но в голове ничего не сохранилось. А вот сейчас, с удовольствием перечитала бы. Мне нравится в последнее время читать про обычную жизнь и быт в старину. Видимо слишком много современности вокруг.(
    А я недавно прочитала книгу Макаревича "Сам овца". Удивилась неожиданно хорошей книге.) Не читала?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Неа, "Сам овца" не читала. А это какого Макаревича? Андрея, который Машина времени?

      Наверное, не столько современности, сколько уж больно много реализма, душа просит душевности, а не очередных проблем и сложностей )

      Удалить
    2. Да, который из "Машины". Очень душевно написал.)
      Оля, ты права.))) Хотя, лично меня в последнее время очень на исконно русское тянет, может у всех такая волна и я поймала?=)

      Удалить
  2. Это одно из моих любимых произведений.
    Пришла к вам по ссылке Лизы. Очень у вас понравилось, становлюсь ПЧ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо ))) приятно познакомиться и добро пожаловать!

      Удалить