понедельник, 17 ноября 2014 г.

Иуда Искариот

Ну что, первый пошел!

Я прочитала ноябрьскую книгу из своего самой-себе-заданного литературного списка.

Первым я себе задала Иуду Искариота Андреева, и надо сказать, я его таки прочитала. Повесть совсем недлинная, но на мой вкус все же немного тяжеловато читается.   Но это, как ни крути, серьезная литература, чья основная характеристика, как я понимаю, - читаться тяжеловато.

Вкратце - в повести описываются несколько недель, что Иуда ходил за Иисусом вместе с другими учениками.  Между началом и концом повести Иуда стремится стать любимым учеником, расстраивается, что Иисус его не любит, получает свои 30 серебреников и предает его, наблюдает за тем, как Иисуса схватили, судили и распяли и умирает сам.  

Помимо того, что я физически ощущаю рост своей начитанности, два основных впечатления остались у меня от Иуды.  

* Номер раз.
В музыке это, подозреваю, называется "аранжировка" - красивое изложение популярной мелодии с добавлением орнамента и деталей.  Интересно, есть ли в литературе название такому явлению, когда уже готовую историю рассказывает каждый писать в своем стиле.  Есть наверняка, у всего название есть.  И вот пока читала я Иуду, всё думала, как всё-таки одновременно ограничен и бескраен мир. Как относительно небольшое число историй можно рассказать бесконечное число раз, и каждый раз будет по-разному.  Библейскую историю уж столько раз и кто только не пересказывал, и каждый раз всё равно выходит новая.

Почти в ту же тему - об ограниченности количества литературных сюжетов.    Я заодно задумалась, что историй, сюжетных схем, в принципе, не так и много.   Всё, что может в жизни произойти, попадает под одну из уже записанных и тысячу раз аранжированных схем.    В недавно обнаруженном мной блоге "Тихая комната", например, был как-то пост, например, про "Красавицу и чудовище".  Варианты - Сирано, царевна-лягушка и прочие - это аранжировки проверенной временем истории про то, как один из героев прячется за маской/уродливостью/лягушачьей шкуркой, но любовь все равно побеждает.  

* Впечатление номер два.
Литература с использованием библейских сюжетов, оказывается, рассчитана на сведущих в богословии людей, которые хорошо знают сам сюжет.  Я никогда подробно Библию не изучала и сюжет знаю только в общих чертах.  Персонаж Иуды мне раньше не попадался нигде в литературе, поэтому я из области общих знаний знаю, конечно, что Иуда - предатель, но без подробностей.  Оказалось, Андреев писал свою повесть в расчете на то, что читатель будет гораздо более, чем я, знаком с историей Иудиного предательства.   Я прочитала ее целиком до конца, перечитала еще раз, и так из прочитанного не поняла, а в чем, собственно, состоял акт предательства.  Т.е. за какую именно услугу Иуде заплатили деньги?  Получается, что вроде как за то, что он указал им место, где Иисус с учениками разбили лагерь?  Но в тексте не было ничего о том, что они старательно прятались, они, вроде, шли, не скрываясь особо...

Пришлось спросить умных людей.  Умные люди рассказали, что предательство состояло в том, что Иуда пришедшим в место, где ночевали в саду Иисус с учениками, указал, который из них, собственно, Иисус.  Фотографий же тогда не было, поэтому солдаты знали, что один из группы - Иисус, но кто именно - не знали.  И именно за это, оказывается, Иуде заплатили, что он указал, кого из них арестовывать надо.  Может, это издержки 21 века, что мне в голову не пришло, что солдаты могут натурально не знать, как выглядит знаменитый человек, который путешествует по стране и, не скрываясь, выступает перед людьми.  Наверное, сто лет назад это было более очевидно и не ставило читателей в тупик.

Про повесть вообще что могу сказать - имею чувство выполненного долга от того, что прочитала.  Но не могу сказать, что получила большое удовольствие.  Типичная литература школьной программы, на мой вкус.  Прочитал, оценку получил, забыл.

Любимое место:
(Иуда ищет, с кем поговорить про съедающее его предательство и беседует с Марией Магдалиной)
-- Конечно, конечно. А сколько ты получала, когда была блудницей? Пять Серебреников или десять? Ты была дорогая?
Мария Магдалина покраснела и опустила голову, так что пышные золотистые волосы совсем закрыли ее лицо: виднелся только круглый и белый подбородок.
-- Какой ты недобрый. Иуда! Я хочу забыть об этом, а ты вспоминаешь.
-- Нет, Мария, этого забывать не надо. Зачем? Пусть другие забывают, что ты была блудницей, а ты помни. Это другим надо поскорее забыть, а тебе не надо. Зачем?
-- Ведь это грех.
-- Тому страшно, кто греха еще не совершал. А кто уже совершил его,-- чего бояться тому? Разве мертвый боится смерти, а не живой? А мертвый смеется над живым и над страхом его.


***
Носок вяжется.  Как всегда в носках от мыска у меня получилась пятка длиннее, чем надо, потому что я поленилась сразу посчитать, пришлось распустить и клин подъема вязать снова.  Но у меня мягкая шерсть и золотистые спицы и получается гладкое полотно мелкой вязки, на которое невозможно приятно смотреть, поэтому я все равно вяжу с удовольствием.
первая версия прибавлений до распускания
носок от мыска распустить клин подъема

***
Следующая в списке - "Белая гвардия"!  

2 комментария :

  1. Честно сказать, этого Иуду не читала, зато читала Мастера и Маргариту, Библию и еще что-то. Очень раньше интересовалась этим вопросом.) Наверное впечатлила рок-опера "Иисус Христос Суперзвезда". Да, предательство именно в том, что указал, кто такой Иисус. В опере, он даже подходит и обнимает его, прося прощения и одновременно "сдавая". А я люблю что бы книга трудно читалась.)
    Тоже что ли "Белую Гвардию" дочитать. Уже в пятый раз начинаю, дохожу страницы до 50 и застреваю. Но, мне сначала надо Дозоры дочитать, а то разогналась, последняя книга осталась, не охота переключаться.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты читаешь ДОзоры?!?!? мне тебе завидно :))))) я их пару лет назад тоже все подряд прочитала, получила ОГРОМНОЕ удовольствие!
      А Белая гвардия - да, я тоже, помню, не с первого раза прониклась, но потом вдруг одноразово поняла фишку и прочитала с большим наслаждением. Мне до того нравится слог Булгакова, я некоторые предложения тихонько сама себе вслух прочитывала :) Сейчас уже подзабылось, предвкушаю, как снова буду читать!

      Удалить